Эксперты: депутаты Думы в законотворчестве переориентируются с количества на качество

Эксперты отмечают, что доля законопроектов, внесенных депутатами Госдумы нового созыва, "сократилась с 50% до 40% от числа всех предложенных законопроектов, а доля принятых законопроектов уменьшилась на треть".

Депутаты Госдумы, избранные в сентябре прошлого года, демонстрируют более низкие темпы и объемы собственной законотворческой активности по сравнению со своими предшественниками. Это свидетельствует, прежде всего, о ведущейся в нижней палате парламента работе по повышению качества законодательных инициатив — такие выводы содержатся в публикуемом первом выпуске «Рейтинга законотворцев» Госдумы нового созыва, который составлен фондом «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) и Центром содействия законотворчеству (ЦСЗ).

За два с половиной рабочих месяца Госдумы 7-го созыва свои законопроекты внесли 100 парламентариев, что в 2,5-3 раза ниже показателей предыдущих сессий, указывается в исследовании. Одновременно по сравнению с предыдущими сессиями в 2,5 раза сократилась доля законопроектов, возвращенных депутатам из-за некачественной проработки и допущенных процедурных нарушений. По мнению составителей рейтинга, эта статистика стала результатом принимаемых руководством Госдумы мер, призванных «переориентировать депутатов от количественных показателей законопроектной работы на повышение ее качества».

По словам главы ЦСЗ Вадима Виноградова, проявляется тренд на повышение качества законодательной работы. «Депутаты чувствуют ответственность за качество законодательных инициатив, и, когда речь идет о том, чтобы внести качественную инициативу, депутаты вносят их коллективно, может, даже фракционно, поскольку возможностей у фракции подготовить такой проект законодательного акта больше, чем у отдельного депутата», — заявил он ТАСС.

По прогнозу Виноградова, «этот тренд сохранится и даже, возможно, усилится, установка руководства парламента на улучшение качества законодательной работы будет способствовать тому, что мы не будем видеть такого потока самопиарных акций и внесения законопроектов только для того, чтобы их внести, будем видеть инициативы более проработанные».

Еще одной тенденцией последнего времени называется расширение практики консенсусного одобрения законопроектов: если законопроект принимается, то «за» него чаще всего голосует большинство представителей разных фракций.

Согласно приводимой в исследовании статистике, в ходе первых чтений по принятым законопроектам показатель консенсусного голосования осенью удержался на прежнем уровне — около 62%. А при вторых чтениях консолидированная поддержка законопроектов фракциями теперь встречается вдвое чаще, чем перед выборами: 55,5% принятых законопроектов одобрены всеми фракциями против 26% весной 2016 года (раньше показатель обычно находился около отметки 40%).

Эксперты связывают этот тренд с принятыми в Госдуме нового созыва решениями, учитывающими интересы оппозиции при распределении комитетов и обеспечивающими всем фракциям более широкие возможности участия в парламентских дискуссиях.

«Мы видим, что благодаря стремлению к совместному законотворчеству, выдвижению межфракционных инициатив укрепился такой важный показатель как доля консенсусного голосования по принятым законам», — констатирует директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов, пояснив, что «сейчас намного чаще, чем в предыдущие несколько сессий Госдума, если принимает закон, то поддерживает его голосами всех четырех фракций». Это, по его словам, «связано, опять же, с качеством проработки законопроектов: если уже на стадии внесения и работы в комитетах авторы законопроектов или поправок к ним привлекают коллег из других фракций, то они создают более широкую группу его поддержки и выше вероятность, что все фракции в конечном счете проголосуют за законопроект».

На его взгляд, «консолидированная поддержка разными фракциями принимаемых инициатив усиливает авторитет Госдумы, в том числе во взаимодействии с исполнительной властью, и помогает добиваться доверия общества к новым законам». «Чем более целостной и консолидированной является позиция Госдумы и разных фракций, тем больше возможностей у депутатов отстаивать свои предложения перед исполнительной властью по спорным вопросам», — убежден политолог.

Источник: ТАСС