Парламент Индии: как работает высший законодательный орган страны

Делегация Государственной Думы во главе с Председателем ГД Вячеславом Володиным в эти дни находится с официальным визитом в Индии, где проведет ряд переговоров с индийскими коллегами. О том, какие полномочия есть у парламента этой страны, из скольких палат он состоит, во сколько лет можно стать депутатом в Индии, что такое «нулевой час» заседания парламента – читайте в нашем материале.

Парламент Индии — высший орган законодательной власти страны. Он состоит из двух палат: верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха). Возглавляет парламент Президент Республики Индии. С 20 июля 2017 года этот пост занимает Рам Натх Ковинд.

Совет штатов

Верхняя палата индийского парламента состоит из 250 членов, 12 из которых назначаются Президентом из числа выдающихся деятелей литературы, науки, искусства. Остальные же избираются членами законодательных собраний штатов в соответствии с принципом пропорционального представительства. Состав палаты обновляется на одну треть каждые два года. Минимальный возраст депутата – 30 лет. Общий срок полномочий депутата составляет шесть лет.

Совет штатов наделен правом предварительного вето и задержки законопроектов, за исключением финансовых.

Председателем палаты по должности является вице-президент, пост которого с 2017 года занимает Венкая Найду.

Народная палата

Нижняя палата состоит из 545 депутатов (543 депутата избираются путем всеобщего и прямого голосования, 2 депутата назначаются Президентом из числа представителей англо-индийской общины).

Представительство от штатов в Народной палате распределяется таким образом, чтобы примерно соответствовать населению каждого из них. Возрастной ценз для депутата – 25 лет. Конституционный срок полномочий нижней палаты – пять лет. При этом Президент имеет право досрочно распустить палату и объявить новые выборы по рекомендации премьер-министра.

Народная палата имеет, по сравнению с Советом штатов, более широкий круг полномочий.

В ее прерогативу входит рассмотрение финансовых законопроектов. Кабинет министров несет ответственность только перед Народной палатой, и именно лидер партии, располагающей большинством в этой палате, становится Премьер-министром.

На заседаниях Народной палаты и на совместных заседаниях палат председательствует спикер, избираемый, как правило, из числа депутатов от правящей партии. Он назначает председателей всех комитетов палаты и сам возглавляет комитет по общим вопросам и комитет по правилам процедуры и ведения дел в парламенте. С июня 2014 года пост спикера занимает Сумитра Махаджан.

Для предварительной проработки вопросов и организации работы парламента обе палаты имеют свои комитеты.

Когда проводятся заседания парламента?

Парламент осуществляет свои законодательные функции на сессиях, созываемых три раза в год и продолжающихся несколько месяцев, – весенней (бюджетной), летней (муссонной) и зимней.

Как проходят заседания?

За пределами повестки дня сессии остаются два первых часа ежедневных заседаний. Первый из них посвящен ответам министров на запросы депутатов.

Второй, так называемый «нулевой час», представляет собой уникальное и характерное только для индийского парламента явление, когда депутаты могут поднять любой вопрос, требующий, по их мнению, неотложного рассмотрения.

Задача по разработке программы сессий парламента, конкретной ежедневной повестки дня для каждой из палат, подготовке ответов министров на запросы депутатов и дискуссий по актуальным проблемам, а также координация деятельности обеих палат парламента возложена на Министерство по парламентским делам.

Какие полномочия есть у индийского парламента?

Парламент утверждает государственный бюджет, устанавливает налоги и сборы, принимает законы в пределах компетенции индийской федерации, разбирает вопросы о смещении высших должностных лиц и имеет право возбудить дело о прекращении полномочий Президента на основании обвинения в нарушении Конституции.

Парламент уполномочен принимать поправки к Конституции, которые вносятся в виде законопроекта на рассмотрение любой из палат и считаются принятыми, если за них проголосовало две трети депутатов Народной палаты и Совета штатов.

Депутаты парламента имеют право обращаться к министрам центрального правительства с запросами по различным аспектам государственного управления, создавать специальные комиссии по расследованию положения дел в той или иной области, принимать в форме постановлений рекомендации по вопросам внешней и внутренней политики. Министры обязательно должны являться депутатами какой‑либо из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с даты назначения.

Как в Индии принимаются законы?

Обычно процесс принятия закона включает следующие стадии:

— внесение законопроекта на рассмотрение одной из палат;

— общая дискуссия;

— постатейное обсуждение;

— голосование.

После одобрения законопроекта в одной палате он передается на рассмотрение другой и затем поступает на утверждение Президенту. В случае отказа главы государства подписать одобренный обеими палатами законопроект и использования им права вето законопроект все равно становится законом после вторичного положительного голосования палат.

Финансовые законопроекты, т.е. такие, которыми устанавливаются новые налоги или предусматриваются какие‑либо ассигнования из государственного бюджета или резервных фондов, вносятся только в Народную палату и не требуют одобрения Совета штатов, хотя верхняя палата может высказать свое мнение по существу предлагаемой нормы. Важнейшие законопроекты предварительно обсуждаются в парламентских комитетах.

Как взаимодействуют российский и индийский парламенты?

Действуют Российско-индийская межпарламентская комиссия, возглавляемая председателями нижних палат парламентов обеих стран (с 2004 года), а также депутатские группы по российско-индийским связям в парламентах России и Индии соответственно.

В целом, индийский парламент поддерживает широкие международные связи. Индия входит в Межпарламентский союз и Парламентскую ассоциацию стран Содружества.

Источник и фото на превью: Официальный сайт Государственной Думы