Законопроект об ответственности за оскорбление власти прошел первое чтение

Депутаты поддержали в первом чтении два законопроекта - один определяет порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам, распространяющим информацию, предназначенную для неограниченного круга лиц и выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ и госорганам. Вторая инициатива вводит административную ответственность за такие действия.

Первым законопроектом предлагается определить порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и госорганам. Если материалы с такой информацией, предназначенные для неограниченного круга лиц, обнаружены, в том числе в интернете, то Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие сведения.

На основании такого обращения Роскомнадзор сразу направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором размещена такая информация, а также определяет хостинг-провайдера этого ресурса и направляет ему уведомление о нарушении порядка распространения сведений и требование о принятии мер по их удалению.

После этого оператор связи, получивший требование ведомства, обязан незамедлительно ограничить доступ к соответствующему ресурсу.

В свою очередь хостинг-провайдер в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца ресурса и уведомить его о необходимости оперативно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

Если же владелец ресурса удалил эти материалы, то он должен направить уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения этого уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Второй документ устанавливает административную ответственность за распространение в интернете информации, предназначенной для неограниченного круга лиц, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ и госорганам, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные деяния предлагается наказывать административным штрафом в размере от 1 тысяч до 5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

Комментируя законопроекты, Первый заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин отметил, что «ответственность за мелкое хулиганство у нас установлена». «Это не новелла нашей законодательной юридической практики, она действует много десятков лет. И мелкое хулиганство по нынешнему законодательству может быть совершено только в общественных местах», — сказал депутат. При этом он отметил, что интернет является таким же публичным пространством, где случаются различного рода оскорбления. По его словам, то, что совершается на улицах в настоящий момент, подпадает под состав мелкого хулиганства. В интернете же – таком же публичном информационном пространстве – аналогичные правонарушения в настоящий момент не наказываются. «Этот законодательный пробел мы восполняем», — заключил парламентарий.

В ходе заседания было принято решение о замене докладчика по этим вопросам – ранее было запланировано выступление члена Совета Федерации Андрея Клишаса. Но затем он был заменен на члена Совета Федерации Людмилу Бокову, которая представила документы. Она отметила, что «законопроекты не предусматривают оснований для ограничения критики в интернете». Предлагаемые нормы являются более щадящими по сравнению с законодательством ряда европейских стран, где предусмотрены уголовные наказания за подобные деяния, рассказала она.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что законопроект нуждается в корректировках, которые могут быть учтены при подготовке документа к рассмотрению во втором чтении. Так, проект предусматривает обязанность должностных лиц полиции составлять протоколы по новому административному составу. Однако госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей осуществляет Роскомнадзор.

«Таким образом, при подготовке проекта ко второму чтению следует дополнительно обсудить и уточнить перечень органов, должностные лица которых наделяются правом составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях», — сказал Павел Крашенинников.

Кроме того, законопроект требует доработки в части введения такой меры ответственности как административный арест. «Чтобы исключить избыточное ограничение прав граждан при привлечении их к административной ответственности за соответствующие нарушения, целесообразно исключить этот вид ответственности из проектируемых положений. Для достижения поставленной цели будет достаточно административных штрафов», — заявил Павел Крашенинников.

Правительство в своих отзывах поддержало концепцию законопроектов с учетом внесения ряда изменений ко второму чтению. Предоставление отзывов кабмина было одним из условий, обозначенных вчера Советом ГД, для рассмотрения сегодня на пленарном заседании этих законопроектов.

Кроме того, сегодня на заседании присутствовали заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Олег Войтенко и директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации этого Министерства Екатерина Ларина.

Источник и фото на превью: Официальный сайт Государственной Думы РФ