Вячеслав Володин: международное сообщество становится заложником внешней политики США

Полный текст выступления Председателя Государственной Думы на пленарном заседании 140-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Дохе.

«Межпарламентский союз – это старейшая, уважаемая межпарламентская организация. Вообще, когда мы говорим о межпарламентских структурах, есть два критерия, которые характеризуют такие организации. Во‑первых, возможность высказаться по любому вопросу, и, в общем‑то, это основа парламентаризма. Для этого и создаются парламенты – для того, чтобы выступать от имени своих избирателей, народов, граждан своих стран, ставить вопросы, участвовать в их обсуждении и делать все, чтобы проблемы решались. В этой связи благодарен за такую возможность — выступить перед вами.

Вместе с этим правильно было бы подчеркнуть, что эффективность межпарламентских структур зависит от того, насколько мы с вами можем отстаивать базовые ценности демократии, отстаивать те международные нормы и правила, а также институты международные, которые наши страны на протяжении десятилетий создавали. И в этой связи надеюсь, что сегодняшняя конференция пройдет конструктивно, и мы сможем многие вопросы обсудить, действительно высказаться по проблемам, волнующим всех нас, и дать им оценку, потому что другого смысла собираться, наверное, нет.

В этой связи тема, выбранная для сегодняшнего заседания Межпарламентского союза, поднимает важный вопрос о ключевой роли образования в достижении целей международного сообщества – мира, безопасности, верховенства права.

Образование формирует мировоззрение, дает возможность узнать о культурном разнообразии, истории и традициях народов мира, помогает понять важность соблюдения международного права и принципов мирного сосуществования, в первую очередь, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, равноправного диалога, взаимовыгодного сотрудничества.

Мировоззрение по‑настоящему образованного человека должно быть основано на уважении, на уважительном отношении к другим культурам и религиям, неприятии исключительности, экстремистских и террористических идеологий. Это тем более необходимо, когда человек наделен властью.

Сегодня один из главных вызовов современности – подмена международного права единоличными решениями. Об этом хотелось бы сказать здесь, в рамках Межпарламентского союза. Мы с вами работу начали с заслушивания выступления ученого из США, но, думаю, вы согласитесь, если бы перед нами выступили наши коллеги из Конгресса США, это был бы более интересный, важный разговор, потому многие вопросы, которые мы здесь будем с вами поднимать, относятся именно к этой стране. И поэтому хотелось бы, чтобы Межпарламентский союз в своей повестке учитывал это. Именно такой подход позволит ему завоевать уважение, позволит быть интересной диалоговой платформой, и мы с интересом будем приезжать и участвовать в его заседаниях. Потому что, уважаемые коллеги, когда мы с вами практически все едины в вопросах, которые ранее рассматривал и принимал Межпарламентский союз, нам необходимо сделать все, чтобы эти решения исполнялись. А сегодня, когда мы видим игнорирование интересов других стран и народов, а также реализацию только «права сильного» — а это прямой путь к конфликтам и войнам, мы не можем оставаться в стороне от этих ситуаций, и было бы правильно именно эти вопросы выносить на наше обсуждение. Причем далеко за примером ходить не надо – одним росчерком пера, в обход ООН, которая представлена на нашей конференции, и ее решений, Президент США признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами. И без того хрупкий мир на Ближнем Востоке поставлен под угрозу разрушения.

Международное сообщество становится заложником такой политики. К чему это может привести, мы помним из истории. Двадцать лет прошло после натовских бомбардировок Белграда. За это время мы стали свидетелями войны в Ираке, разрушения государственности Ливии, попыток с помощью террористов свергнуть законное правительство в Сирии. Кто следующий? Венесуэла?

США сделали все, чтобы подорвать венесуэльскую экономику: на счетах заблокированы, а фактически украдены, $30 млрд, принадлежащих народу этой страны, введены торговые санкции, организуются кибератаки на критическую инфраструктуру. Говоря о торговых санкциях, мы можем сказать [что они введены] и в отношении Китая, Ирана, Кубы. Санкции объявлены моей стране, России.

Мы знаем, что страна, которая приняла Межпарламентский союз, и мы отмечаем, насколько гостеприимно и организованно она это все сделала, также подвергается недружественным действиям — торговая война развернута в отношении Катара, и, коллеги, хотелось бы, чтобы мы здесь об этом откровенно поговорили. Можно, конечно, говорить обо всем, но было бы правильно все‑таки сконцентрировать внимание на тех проблемах, которые если мы не начнем обсуждать, если мы не станем о них говорить в своих национальных парламентах, это нас может привести к большим проблемам. Все это создаст огромную угрозу глобальной безопасности, тому, что десятилетиями создавалось нашими странами, парламентами, президентами, народными избранниками — все это будет перечеркнуто. Поэтому когда мы видим такое отношение, безусловно, оно не может нас не волновать, и мы не можем оставаться в стороне. И если кто‑то думает, что это касается только Ближнего Востока, Северной Африки или отдельных стран Южной Америки, глубоко заблуждается. Это может коснуться абсолютно любой из стран, которые участвуют в Межпарламентском союзе — а практически все страны являются его членами.

На 136-й Ассамблее мы приняли резолюцию, она абсолютно правильная – о роли парламентов в соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела государств. В ней говорится о необходимости парламентам государств — участников МПС отстаивать позицию в пользу сохранения основ международного права. Только сообща мы сможем противостоять вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Только сообща мы сможем противостоять «цветным революциям», угрожающим мирному и свободному развитию стран и народов.

Конфликты, войны ведут к гуманитарным катастрофам, потоку вынужденных переселенцев и беженцев. Это напрямую влияет на качество жизни людей. По оценкам Организации объединенных наций, только 23% беженцев школьного возраста посещают образовательные учреждения. Поэтому когда мы говорим, например, о Сирии, Ливии, для возвращения беженцев в свои дома критически важно полноценное восстановление мирной жизни, строительство социальной инфраструктуры.

На прошлой неделе мы встречались с Президентом Ливана. Из соседней Сирии на территорию Ливана бежало более двух миллионов человек. Пятимиллионное население страны возросло почти в полтора раза. Это непосильная нагрузка на государство, на его экономику, на народ Ливана. Страна на грани гуманитарной катастрофы. Но мы с вами прекрасно понимаем, почему это произошло, кто стоял за созданием террористического государства и пытался на территории Сирии свергнуть законное правительство и захватить власть.

Уважаемые коллеги!

Политика созидания, а не разрушения должна стать моделью в международных отношениях, включая парламентское измерение. Ответ на современные вызовы международно-правовому порядку видим в объединительной повестке. В общем‑то, это одна из целей как раз выступления здесь, на Межпарламентском союзе. Надеюсь, меня поддержат мои коллеги из стран, которые сталкиваются с этой ситуацией и будут выступать несколько позже. Нам необходимо взаимодействие не только в сфере образования и развития цифровой экономики, а в первую очередь в вопросах безопасности, межрегионального сотрудничества и противодействия международному терроризму.

Правильно было бы эти вопросы не только обсуждать, но и начать заниматься формированием модельного законодательства по ключевым вопросам и вызовам сегодняшнего дня. Это был бы реальный вклад Межпарламентского союза в достижение целей мира, безопасности, противодействия терроризму. Это сделает, уважаемые коллеги, принимаемые законы более эффективными во многих государствах, потому что у нас здесь с вами должны быть подходы во многом одинаковые. Только в этом случае борьба с этим злом будет эффективна.

Народы наших стран ждут решения конкретных вопросов социально-экономического развития, повышения качества жизни. Сегодня только 42% детей младшего и среднего школьного возраста в мире, по оценке Организации объединенных наций, имеют базовый уровень владения навыками чтения и математики.

Законодательство в области образования обязательно должно быть предметом обмена лучшими практиками, поиска эффективных модельных решений. Сегодня эта тема становится приоритетной для межпарламентского взаимодействия еще и потому, что мы входим в цифровую эру. На этом хочу поподробнее остановиться.

Учитывая, что будущее – за высокотехнологичной, наукоемкой экономикой, она потребует новых знаний, компетенций, специалистов. В условиях цифровизации почти во всех профессиях снизится «долгосрочная» стабильность навыков. Уже сейчас каждые 26 месяцев в мире удваивается объем данных. Поэтому в основе будущей образовательной системы – развитие личных талантов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, ранняя профессиональная ориентация, начиная со школы.

На нас особая ответственность по обеспечению законодательного регулирования новых областей знаний. С внедрением цифровых технологий мы должны создавать законодательство в этой сфере, которое, с одной стороны, будет направлено на развитие новой экономики, но, с другой стороны, будет решать вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой прав граждан, интеллектуальной собственности, хранением больших данных.

Нас не может не волновать, что доступ и управление данными осуществляется за пределами наших стран. Когда мы с вами берем в руки гаджет, мы это должны прекрасно понимать, что практически все страны не обладают правом и возможностью защищать данные своих граждан, а это очень важный вопрос суверенитета. И наши граждане в любой момент могут быть отключены от пользования электронными услугами, социальными сетями из‑за рубежа в случае, например, незаконных санкций.

Мы должны сделать все, чтобы новые технологии были доступны и чтобы граждане были защищены, а цифровой, подчеркиваю, цифровой, суверенитет государства был гарантирован.

Традиционно суверенитет включал в себя признаки, которые определяют независимость государства, и здесь прежде всего речь шла о территории самого государства, его границах, верховенства права, самостоятельности правовой системы, финансовой, налоговой сферах.

Ранее, когда говорили о вмешательстве в дела других государств, имели в виду прежде всего агрессивные действия, предполагающие пересечение границ. Но в современных реалиях, чтобы нанести ущерб другому государству пересекать границы не требуется. Интернет-технологии позволяют вмешиваться в работу государственных органов, в избирательные кампании, в работу атомных электростанций, создавать транспортный коллапс, обрушивать финансовую систему стран и корпораций. Злоумышленники наносят ущерб репутации людей, организаций и целых государств.

Исходя из этого мы с вами должны не только признать, но и обеспечить цифровой суверенитет любого государства в области интернет-технологий, защиты персональных данных, защиты информационного пространства. Это было бы хорошей повесткой на будущее Межпарламентского союза. Именно на парламенты ляжет основная работа по законодательному обеспечению понятия цифрового суверенитета.

Уважаемые коллеги! Прежде чем пожелать плодотворной работы, думаю, что у нас желающих выступить огромное количество и именно этим вызвано то, что очередь на выступление большая, хочу предложить поздравить человека, который много сделал для развития Межпарламентского союза – Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентину Ивановну Матвиенко. Мы ее знаем как человека, который многое сделал для Межпарламентского союза, сделал все для того, чтобы его позиции в мире укреплялись.

Спасибо вам за внимание».

Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы РФ