ГД подготовит рекомендации для Минприроды по доработке законопроекта о предупреждении и ликвидации разливов нефти
На круглом столе, организованном Комитетом по экологии и охране окружающей среды, обсудили правовые аспекты предупреждения и ликвидации нефтеразливов и положения законопроекта «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект, внесенный Правительством РФ, был принят Государственной Думой в первом чтении 27 марта 2018 года.
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил важность проблемы разливов нефти и нефтепродуктов на суше для России. «По официальной статистике, в год в стране происходит более 18 тысяч аварий, приводящих к разливам нефти, и 10 тысяч аварий происходит в результате прорывов нефтепроводов», — сказал он. В результате таких катастроф 1,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год оказываются разлитыми и наносят существенный ущерб окружающей среде.
Владимир Бурматов подчеркнул, что Комитет по экологии и охране окружающей среды внимательно поработал с этим законопроектом, обсудил его с экспертным сообществом. В целом Комитет оценивает этот документ как позитивный, однако, отметил Владимир Бурматов, к нему есть серьезные претензии.
Так, законопроектом предусмотрено финансовое обеспечение ликвидации нефтеразливов на суше без указания механизмов такого обеспечения. «Мы считаем, что в законе надо указать конкретно, как должны быть с финансовой точки зрения обеспечены эти действия для того, чтобы избежать двойных трактовок и ухода от ответственности», — заявил Владимир Бурматов.
Кроме того, по мнению членов профильного Комитета, предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов являются, по сути, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. При этом на законодательном уровне до сих пор не урегулирован ряд вопросов. Например, какие аварийные разливы нефти относятся к ЧС, как соотносятся планы предупреждения и ликвидации нефтеразливов с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. «Данный пробел, с нашей точки зрения, надо также устранить», — сказал Владимир Бурматов.
Из сферы действия существующей редакции статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» исключены требования к размещению, проектированию, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов нефтегазового комплекса. «По сути, остается только регулирование вопросов охраны окружающей среды при эксплуатации объектов нефтегазового комплекса», — сказал Владимир Бурматов. При этом проектируемая редакция статьи 46 сводится лишь к решению проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией нефтеразливов, отметил он. «Исключается целый перечень норм по проведению природоохранных мероприятий, рекультивации загрязненных земель, обезвреживанию отходов. Мы полагаем нецелесообразным исключение указанных норм», — заявил Председатель Комитета.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов сообщил, что после первого чтения законопроекта в ГД Министерство проводило совещания с экспертами и представителями бизнес-сообщества по документу. Он также сказал, что замечания от Комитета по экологии и охране окружающей среды будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации, которые будут направлены в Министерство природы.
Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы