Участники парламентских слушаний предложили перейти к балльной системе оценки вузов при выдаче им лицензий

1 / 1

Контрольно-надзорная деятельность в сфере высшего образования должна быть дебюрократизирована, направлена на оценку качества и уровня знаний, полученных учащимися, считает Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Необходимость совершенствования модели государственной регламентации образовательной деятельности, приведение ее в соответствие современным потребностям общества обсуждали участники организованных Комитетом по образованию и науке парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения».

На мероприятии выступили руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, заместитель Министра науки и высшего образования Марина Боровская, представители образовательного и научного сообщества, законодательных органов субъектов РФ, Общественной палаты. Они совместно выработали рекомендации, которые позволят повысить качество контрольно-надзорной деятельности, переориентировать ее на превентивные меры и общественно-полезные результаты проверок, снизить общую административную нагрузку на образовательные организации, оптимизировать документооборот, повысить экспертный потенциал проведения аккредитационных процедур.

Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что действующая система государственной регламентации позволила вывести из сферы образования вузы, работающие с грубыми нарушениями, не соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам.

Обучающимся предоставлены реальные государственные гарантии на получение качественного образования.

«Вместе с тем, сфера лицензирования и аккредитации вызывает достаточно много вопросов и нареканий со стороны образовательных организаций, и относительно самой процедуры, которая сопровождается растущим количеством бюрократических процедур, причем не только связанных с государством. Сейчас активно развивается общественная аккредитация, общественно-государственная аккредитация, мониторинги, оценки качества образования, рейтингования и порой складывается впечатление, что оценивающих организаций у нас не меньше, чем образовательных», – отметил глава Комитета.

По словам Вячеслава Никонова, очень часто звучат мнения, что содержание процедур государственной регламентации в большей степени ориентировано на рассмотрение формальных характеристик образовательного процесса, чем на оценку результатов освоения обучающимися образовательной программы, уровня сформированных у них компетенций.

«Возникает вопрос о дебюрократизации системы образования, который также связан с совершенствованием процедур государственной аккредитации. Нужно двигаться по пути того, чтобы российские вузы (и вообще все образовательные учреждения) как можно больше своей информации, запрашиваемой контролирующими и проверяющими органами, размещали на своих сайтах в открытом доступе», – считает Председатель Комитета.

«Кроме того, существуют целые виды новой образовательной деятельности, с трудом подвергающиеся регламентации, ­– заявил Вячеслав Никонов. – Прежде всего речь идет об образовательных стандартах, используемых в таких организациях, как «Сколково» и ряде наших университетов, которые сами разрабатывают свои образовательные стандарты».

Действующую систему аккредитации необходимо корректировать, уверен руководитель Экспертного совета по высшему образованию при Комитете по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев.

«Сейчас она не отвечает задачам контроля за качеством образования, требующим высокой гибкости образовательных программ и ориентации на реальные результаты вузов. В принципе, любая система должна меняться, и меняться она должна таким образом, как меняется само образование, отвечая на вызовы времени. В существующей системе контроля за образованием не расставлены приоритеты, не учитываются интересы обучающихся и системы образования в целом, отсутствует прозрачность процедур государственной аккредитации вузов, несовершенен подход к отбору экспертов для проведения аккредитационной экспертизы – многие сотрудники научных вузов не участвуют в этой системе. Высока бюрократическая нагрузка. Фактически отсутствует возможность исправления замечаний экспертов, выявленных в процессе госаккредитации», – перечислил он.

«Мы считаем, что при проведении государственной аккредитации нужно использовать дифференцированный подход к образовательным организациям и образовательным программам. Это позволит сократить количество подконтрольных субъектов, отойти от всеобъемлющего контроля, сделать работу более точечной. Проверки необходимо проводить в зависимости от степени риска работы организации, с передачей подконтрольных субъектов с минимальным риском в сферу саморегулирования. Необходимо сформировать разные методики проверки, в зависимости от уровня университета. Например, базовая, средняя, продвинутая», – рассказал депутат.

Кроме того, члены Экспертного совета считают, что необходимо переходить от только жестко регламентированных бинарных оценок по принципу «соответствует – не соответствует» к системе, включающей в себя инструменты «шкалированных оценок» и «развивающего контроля».

«Переход от бинарной шкалы оценки качества к балльной, градуированной позволит учитывать разную степень выполнения образовательной организацией требований к качеству образовательных программ», – отметил Гаджимет Сафаралиев.

По итогам обсуждения правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о создании Национального совета по вопросам аккредитации образовательной деятельности из представителей органов государственной власти, ведущих университетов, РАН, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, экспертного сообщества. Рассмотреть вопрос о проведении эксперимента по разработке и апробации усовершенствованной модели оценки качества высшего образования. Организовать разработку критериев оценки качества образования, системы показателей, по которым будут оцениваться образовательные организации. Закрепить нормативно использование открытых данных в качестве основного источника информации о деятельности вуза.

Российскому союзу ректоров рекомендовано поручить ведущим вузам направить экспертов для участия в работе аккредитационных комиссий, формируемых Рособрнадзором, а также провести широкое обсуждение в вузовском сообществе рекомендаций, выработанных в ходе слушаний.

Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы