В ГД обсудили, как готовить новые кадры для авиаиндустрии
Кадровое обеспечение отрасли стало основной темой совместного заседания Экспертного совета по авиационной промышленности.
Координатор Экспертного совета, Первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев обозначил основные проблемы формирования кадрового потенциала авиационной отрасли.
Президент РФ в 2017 году дал поручение Совету безопасности РФ об улучшении подготовки кадров для авиапрома.
Владимир Гутенев подчеркнул, что в условиях «стремительно развивающейся автоматизации, роботизации, появления новых технологий» и с учетом необходимости реализации программ импортозамещения и диверсификации предприятий ОПК, все большее значение приобретает приток в реальный сектор экономики кадров с новыми компетенциями и знаниями. При этом самое главное – обеспечение связи между вузами и заказчиками-предприятиями авиапрома.
Для привлечения молодежи в отрасль Владимир Гутенев считает необходимым активно использовать возможности МИО «Звезда», Форума «Инженеры будущего» и профориентационных акций – таких, как «Неделя без турникетов».
Председатель Экспертного совета, вице-президент Союза машиностроителей России, Президент, Председатель Правления ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь в свою очередь подчеркнул роль кадров для выполнения задач в области перехода экономики на Индустрию 4.0: «Инженерно-технологические вызовы, стоящие перед отраслью, требуют кадров новой формации – системных мультидисциплинарных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня («инженерный спецназ»), и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоемком высокотехнологичном бизнесе».
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская подчеркнула необходимость дискуссий и налаживания прямого диалога с бизнес-партнерами для выяснения, насколько запросы и ожидания бизнеса совпадают с сегодняшними трендами подготовки в системе высшей школы, добавив, что «сегодня 60% заказов в вузах – уже адресные».
Советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» Борис Алешин отметил важность взаимодействия фундаментальной и университетской наук, подчеркнув роль научно-образовательных центров, которые должны объединять не только вузы с промышленными предприятиями, но и отдельные факультеты или ряд кафедр с предприятиями и научными организациями.
Академик РАН, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ Евгений Каблов заявил, что сейчас в нашей стране организация взаимодействия между наукой, промышленностью и образованием находится на недостаточном уровне, и в этой связи формирование научно-образовательных консорциумов представляется особенно актуальным.
В завершение заседания Владимир Гутенев отметил, что сейчас отечественные авиастроители находятся в дискриминационном положении по отношению к зарубежным. Так, в настоящее время установлены нулевые таможенные пошлины на большинство гражданских пассажирских самолетов, предусмотрена возможность беспошлинного временного ввоза на территорию страны пассажирских самолетов на условиях финансового или операционного лизинга. В этой связи свыше 90% пассажирских авиаперевозок выполняется воздушными судами, которые находятся вне российской юрисдикции.
«Данный вопрос мы поднимаем с 2015 года, – сказал депутат, – он обсуждался и на совещании Председателя ГД Вячеслава Володина в Коврове при участии гендиректора ГК Ростех Сергея Чемезова и представителей промышленных предприятий».
Владимир Гутенев также рассказал, что Союзом авиапроизводителей России был подготовлен законопроект «О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса РФ», которым предлагается создать Государственную систему по безопасности полетов, предусмотренную новыми международными стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), по управлению безопасностью полетов в гражданской авиации.
«Законопроект был нами рассмотрен, он получил положительные заключения экспертных организаций Союза машиностроителей России, и я планирую направить его на заключение в правительство и внести на рассмотрение Государственной Думы», – резюмировал парламентарий.
Он отметил актуальность предложений экспертов, прозвучавших на заседании, – это увеличение инженерных знаний в базовой подготовке студентов, насыщение программ вузов современными требованиями и задачами, поставленными в рамках Всемирной Торговой Организации и ИКАО, – с тем, чтобы в зону компетенций студентов, в частности, входили знания в области процессов сертификации и стандартизации в отрасли.
Заседание Экспертного совета при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитете по авиационной промышленности СоюзМаш России прошло в Государственной Думе 20 декабря 2018 года.
Источник и фото на превью: Официальный сайт Государственной Думы РФ