В ГД проходит обсуждение направлений бюджетной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

1 / 1

Участники парламентских слушаний также обсуждают основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на эти годы.

Парламентские слушания, организатором которых выступил Комитет по бюджету и налогам, проходят в зале заседаний Государственной Думы. На них присутствуют 242 участника. Среди них – Первый заместитель Председателя Правительства — Министр финансов Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, руководители ФНС, ФТС, Общественной палаты, губернаторы и председатели законодательных собраний регионов, эксперты.

Открыл парламентские слушания Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

«Бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политика – это важные инструменты экономики, которые влияют на ее развитие. Задача, которую поставил Президент в своем Послании, — обеспечить экономический рост и благосостояние наших граждан», — отметил Вячеслав Володин.

Он подчеркнул, что по итогам слушаний парламентарии будут принимать конкретные решения. «Хотелось бы, чтобы присутствующие высказали свою точку зрения, потому что по итогам сегодняшних слушаний мы будем принимать законодательные решения, и важно, чтобы эти решения были приняты с вашим участием», — сказал Вячеслав Володин.

На парламентских слушаниях с докладом выступил Первый заместитель Председателя Правительства — Министр финансов Антон Силуанов, который рассказал об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Антон Силуанов отметил, что основные направления будут доработаны с учетом сегодняшнего обсуждения, после этого документ рассмотрят на заседании Бюджетной комиссии Правительства и осенью в составе материалов к проекту бюджета на предстоящие три года он будет внесен в парламент.

Он рассказал, что направления разрабатывались с учетом текущей ситуации в экономике. В частности, учитывался рост ВВП, который увеличивается как за счет экспорта, так и за счет внутреннего спроса. «Основа для реализации новых задач создана», — подчеркнул представитель Правительства. Говоря о целях, на достижение которых направлен рассматриваемый документ, он перечислил повышение темпов роста экономики, повышение роста пенсий, снижение темпов инфляции, повышение качества образования и медицины. «Добиться этих целей можно только путем ускорения экономического роста», — считает Антон Силуанов. Причем сделать это возможно только за счет стимулирования экономической активности и инвестиций в основной капитал, сказал он.

«Сейчас инвестиции составляют порядка 21,5% ВВП, а необходимо довести до показателя 25% для того, чтобы обеспечить достижение планируемых темпов роста», — отметил Первый заместитель Председателя Правительства.

«И именно на эту цель сориентированы основные направления бюджетно-налоговой политики», — сказал он. Антон Силуанов также рассказал, что в настоящее время ключевой целью планируемых налоговых изменений является проведение донастройки налоговой системы, фиксирование ее параметров на долгосрочный период. «Такие изменения должны, с одной стороны, дать ресурс для тех преобразований, о которых мы говорим, с другой стороны, должны обеспечить стимулирование экономической активности», — считает он. При этом представитель Правительства заявил, что предположений, как это сделать, было много. «Мы остановились на повышении ставки НДС на 2 пункта с 18 до 20 процентов. Это позволит, с одной стороны, создать ресурс в экономике: более 600 млрд рублей в год мы получим от этой меры для финансирования новых проектов», — сообщил Антон Силуанов. «При этом это в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами, поскольку льготные ставки по НДС предлагается сохранить», — подчеркнул он. «В рамках налогового пакета мы также предлагаем зафиксировать на постоянной основе ставку страховых взносов, сохранив ее на уровне 22%, а не 26, как это предусмотрено сегодня по законодательству с 2021 года», — добавил Первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Комментируя предлагаемые налоговые меры, он рассказал, что будет разработан новый специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход. «Его апробацию и «пилоты» в субъектах планируется провести уже в следующем году», — сказал Антон Силуанов. Эта мера нацелена на вовлечение в легальное поле самозанятых предпринимателей, которые работают сегодня без регистрации, дать им простой инструмент для выполнения обязанностей перед государством.

Завершая выступление, Антон Силуанов подчеркнул, что налогово-бюджетная политика будет направлена на решение задач, поставленных Президентом, на ускорение экономического роста и повышение качества жизни граждан.

Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что необходимо дополнить сценарные условия для доработки бюджетной политики. Он указал, что «сценарные условия предусматривают средние темпы роста 2,6% до 2024 года». «Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы наша экономика была пятой в мире по величине», — сказал Алексей Кудрин и отметил, что нужен средний темп роста 3,5%, а «в этих сценарных условиях это не прослеживается».

Кроме того, Алексей Кудрин назвал «несколько заниженным прогноз цен на нефть». Он считает, что необходимо зафиксировать в бюджетном правиле цену на нефть в $45 за баррель.

Председатель Счетной палаты также отметил, что планируется постоянное снижение ненефтегазового дефицита: в следующем году до 6,7%, в 2021 году — до 6%. «Это амбициозная задача, долгосрочно правильная и обоснованная», — сказал Алексей Кудрин. При этом он напомнил, что до 2016 года ненефтегазовый дефицит «всегда превышал 9%».

«Сейчас мы хотим уйти на 3% ВВП вниз. Это в целом обоснованно, но сам шаг такого резкого уменьшения мне кажется довольно жестким», — сказал Алексей Кудрин. Он считает, что «можно более плавно уходить на эти цели».

Как отметил Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, «поручение Правительству Президентом дано, в связи с этим программа [повышения темпов экономического роста] полностью должна быть подготовлена к 1 октября». «Поэтому мы сегодня, строго говоря, рассматриваем такой протокол о намерениях. И очень важно, что это обсуждение в парламенте происходит не за день рассмотрения в Правительстве, как это нередко бывало в предыдущие годы, а за два с лишним месяца. То есть то, что сегодня здесь обсуждается, будет доработано, и Правительство сможет учесть это в том материале, который станет реальным постановлением, определяющим основные направления [бюджетной] политики», — подчеркнул он.

По мнению Андрея Макарова, «объективно нужна новая редакция Налогового кодекса», а Бюджетный кодекс, в свою очередь, «нуждается в очень серьезной корректировке».

«Сегодня ни регионы, ни потребители вообще не понимают, что [в БК] написано. По любому вопросу в Бюджетном кодексе можно найти пять альтернативных решений, и в каждом случае мы прибегаем к тому, которое нам в этот момент удобнее», — сказал Председатель Комитета по бюджету и налогам, отметив, что принятие этих новых редакций кодексов в основных направлениях бюджетной политики необходимо отразить, так как «их там нет, хотя мы об этом много говорили».

Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин рассказал о ключевых документах, которые позволили создать нормативно-правовую базу, которая позволила осуществлять «эффективное налоговое администрирование». В частности, он назвал внесенное изменение в закон о госрегистрации юрлиц и ИП «фундаментальным», и отметил, что оно «позволило практически избавиться от так называемых фирм-однодневок». Руководитель ФНС сообщил, что в 2011 году насчитывалось около 1 млн 800 тыс. таких организаций – 40% от всех компаний, которые содержались в едином реестре юрлиц. «Принятые меры позволили нам довести до 7% от всех [компаний] – около 300 тыс.», — заявил Михаил Мишустин.

Он также рассказал об объемах поступающих налогов. Так, с 2013 по 2017 годы поступление налогов в консолидированный бюджет страны выросли более чем в 1,5 раза – на 58%. В первом полугодии 2018 года тенденция роста сохранилась, сказал он. «По предварительным данным за шесть месяцев в консолидированный бюджет должно поступить 9,8 трлн рублей, что на 16,5 процентных пункта больше аналогичного периода прошлого года», — резюмировал глава ФНС.

Первый заместитель Председателя Центрального банка Ксения Юдаева заявила, что «если не реализовывать меры, которые меняют экономическую структуру, то экономика будет расти очень медленно, примерно 1,5–2% в год».

Она отметила, что нужно увеличивать темпы сбалансированного потенциального роста. «На наш взгляд, самое главное, в том числе с точки зрения политики Центрального банка, — это эффективность расходов», — сказала Ксения Юдаева. Она указала на запланированное Правительством увеличение расходов на инфраструктуру и на человеческий капитал и подчеркнула важность того, «чтобы эти расходы были эффективны» и учитывали реалии современной экономики.

В ходе парламентских слушаний была поднята тема изменений в пенсионной системе. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что стоящие перед страной вызовы носят социальных характер. Говоря о пенсионном возрасте, важно позаботиться о тех, кому более 80 лет, считает Ярослав Кузьминов.

Вячеслав Володин напомнил, что сейчас законопроект об изменениях в пенсионной системе находится на обсуждении в регионах и призвал представителей субъектов РФ высказать свою позицию по этому вопросу, «учитывая, что ее ждут наши граждане».

Председатель ГД подчеркнул, что «это очень важный законопроект, который ставит своей целью повышение уровня благосостояния пенсионеров, решение их задач, и должен сбалансировать пенсионную систему в целом».

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров напомнил, что с 2016 года на федеральном уровне принимаются меры, направленные на оптимизацию требований к регионам, получающим дотации. Он отметил, что эти требования направлены на стимулирование регионов к обеспечению мер по поэтапному переходу к самодостаточности. По его словам, республика для исполнения обязательств бюджета ежегодно наращивает сбор налоговых платежей. «Но при этом мы максимально уходим от долговой ямы по линии коммерческих кредитов», — сказал он. Юнус-Бек Евкуров сказал, что республика проводит политику по оптимизации бюджетных расходов согласно плану финансового оздоровления республики, разработанной совместно с Минфином РФ. «Только в 2017 году бюджетный эффект от этого составил порядка 300 млн рублей», — сообщил он.

Вячеслав Володин подчеркнул, что необходимо учитывать бюджетную обеспеченность регионов при принятии федерального бюджета.

«Есть регионы, где сосредоточен серьезный экономический потенциал, большие предприятия, но при этом бюджетная обеспеченность одна из низких в стране. Поэтому конечно, нам важно, чтобы бюджетная, налоговая и таможенно-тарифная политика, в том числе, решали эти задачи», — сказал Председатель ГД.

Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы РФ