В первом чтении принят законопроект о цифровых финансовых активах

Законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Также вводятся понятия «цифровая транзакция», «цифровая запись», «реестр цифровых транзакций», «валидация цифровой записи», «майнинг», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт» и т.д.

Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Президента РФ по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г.

Документ нацелен на законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий. В частности, вводятся понятия «цифровая транзакция», «цифровая запись», «реестр цифровых транзакций», «валидация цифровой записи», «майнинг», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт» и т. д.

Как отметил представивший законопроект на пленарном заседании Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «дав определения новым понятиям мы в определенной степени обеспечим правовую защиту тех, кто использует эти инструменты, поскольку само понимание криптоинструментов как имущества уже дает возможность в определенной степени защищать свои имущественные права в юридических спорах».

Для реализации поставленной цели в законопроекте вводятся определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен.

Документ закрепляет новый вид договора, заключаемого в электронной форме — смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.

Эти определения устанавливают, что и криптовалюта, и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/ майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом документом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).

Кроме того, предусматривается возможность совершения сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. При этом возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Для снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении указанных выше сделок и соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов. Такими операторами могут быть только юрлица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3, 4 и 5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», или юрлица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах».

В свою очередь, для создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми финансовыми активами законопроектом вводится понятие цифровой кошелек.

Для обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов законопроектом предусматривается наделение Банка России полномочием по ограничению в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.

Источник и фото на превью: Официальный сайт Государственной Дмы