Вячеслав Володин: разрушение государственных институтов приводит к экстремистским настроениям в обществе и терроризму

1 / 1

Об этом Председатель Государственной Думы заявил в ходе выступления на открытии II Конференции спикеров парламентов Афганистана, Китая, Ирана, Пакистана, России и Турции по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия.

Уважаемый господин Президент Рухани!

Уважаемые коллеги: господин Лариджани, господин Йылдырым, господин Ибрагими, Кайсер, Чэнь Чжу!

Друзья!

Прежде всего, хочу сказать слова благодарности Председателю Собрания исламского совета Исламской Республики Иран господину Али Лариджани, всем иранским коллегам за организацию второй Конференции по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия, спасибо вам за ваше гостеприимство.

Год назад мы впервые встречались в рамках новой межпарламентской диалоговой платформы в Исламабаде. Принятая нами в прошлом году декларация подтвердила приверженность наших стран открытой системе глобальной безопасности на основе международного права, принципов взаимоуважения, мирного урегулирования споров в интересах устойчивого развития.

Исходя из этого подхода, выстраиваем совместную работу по борьбе с терроризмом, в том числе в парламентском измерении.

Отмечу важность сегодняшней нашей встречи. Президент России Владимир Владимирович Путин многократно говорил, что эффективно противостоять терроризму можно только сообща, и призывал мировое сообщество объединить усилия, в частности, в Сирии. Пока в полной мере добиться этого не удалось.

Слаженной работе мешают геополитические амбиции Соединенных Штатов Америки, которые продолжают использовать террористов и экстремистов как инструмент давления, прямого вмешательства в дела суверенных государств. Пытаются подвести под это обоснование в виде так называемой концепции «противодействия насильственному экстремизму». В рамках этой концепции государствам навязывается идея внедрения «антиэкстремистских стандартов» воспитания гражданского общества так называемыми «независимыми международными экспертами», минуя законные власти.

В результате таких действий подрываются государственные институты, в обществе разжигаются экстремистские настроения и призывы к «цветным революциям». Терроризм еще больше усиливается, нанося ущерб странам и целым регионам. Наглядные тому примеры – Ближний Восток и Северная Африка. За четыре года, с 2011 по 2015 годы, международный терроризм в Сирии вырос до масштабов «террористического псевдогосударства».

Освобождение большей части сирийской территории от террористов стало возможным благодаря только договоренностям лидеров России, Ирана, Турции. Сегодня, наконец, речь может идти о возвращении сирийцев в свои дома. Для этого необходимо восстановить нормальные условия жизни на сирийской земле: водоснабжение, электричество, коммуникации.

Наибольшую обеспокоенность вызывает катастрофическое положение мирных сирийских граждан на подконтрольных западной коалиции территориях.

Затягивание с решением гуманитарной ситуации в Сирии может привести к росту террористической угрозы в регионе и, как следствие, новому потоку беженцев.

Уважаемые коллеги!

Провокации террористов, непрекращающиеся теракты в Сирии, Афганистане, Пакистане, других странах подтверждают вывод о том, что говорить о полной победе над международным терроризмом еще рано.

Террористы активизируют пропагандистскую и вербовочную деятельность, в том числе в интернете. После разгрома в Сирии основных сил так называемого «Исламского государства» боевики массово перемещаются в Афганистан, страны Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, Европы.

Нам необходимо иметь общее понимание того, что такое терроризм, единый список террористических организаций. Мы должны не допускать двойного толкования их действий. Нам необходимо сделать все для того, чтобы лишить терроризм финансовой подпитки, которая зачастую идет от наркоторговли и транснациональной преступности.

Международному сообществу крайне важно наладить сотрудничество для пресечения распространения террористической и экстремистской идеологии. Отсутствие единства в этом вопросе играет на руку тем, кто стремится к радикализации общественных настроений.

Мы подробно говорили об этом на прошлой встрече, поставили перед собой соответствующие цели в Исламабадской декларации. И эта работа в 2018 году велась в рамках ООН, других многосторонних форматах, участниками которых являются наши страны.

Хочу обратить ваше внимание на наиболее важные достигнутые результаты формирования международно-правовой антитеррористической базы. Мне кажется, это необходимо отметить, потому что важные сдвиги и достижения в этой сфере есть.

Первое. Серьезный вклад в борьбу с террористической идеологией должна внести принятая в мае этого года резолюция Совета Безопасности ООН 2354. Она устанавливает всеобъемлющие международные рамки с набором рекомендаций по противодействию пропаганде ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиды» и связанных с ними террористических группировок. Таким образом, впервые закреплен развернутый перечень принципов и эффективных международных практик по предотвращению терроризма.

Второе. Россия поддержала «Кодекс поведения для достижения мира, свободного от терроризма», который был инициирован Казахстаном и подписан семьюдесятью странами — членами ООН 28 сентября этого года в Нью-Йорке.

Кодекс сводит воедино принципы борьбы с терроризмом, антитеррористические приоритеты международного сообщества:

— подтверждение ведущей роли государств в борьбе с терроризмом;

— необходимость эффективного межгосударственного сотрудничества в обеспечении уголовного преследования террористов на основе принципа «либо выдай, либо суди»;

— недопустимость поддержки террористических группировок для достижения политических и геополитических целей, а также любых попыток оправдания или прославления терроризма;

— приверженность задачам сотрудничества в предупреждении терроризма, в том числе путем пресечения распространения террористической идеологии и пропаганды.

Третье. Большая работа по сближению законодательств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом ведется в рамках Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. Речь идет, прежде всего, о противодействии идеям терроризма и экстремизма в информационном пространстве, о формировании единого списка организаций, признанных террористическими. Соответствующие модельные законы и рекомендации приняты в октябре этого года на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Считаем, что опыт ОДКБ по устранению законодательных пробелов, когда организация, признанная террористической в одной стране, в другой могла легально существовать, может быть востребован и в рамках нашего формата встреч.

Четвертое. В июне этого года на встрече Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества принят ряд важных решений в сфере безопасности. Среди них Программа ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2019–2021 годы, Совместное обращение лидеров к молодежи и Программа действий по реализации его положений, нацеленных на недопущение вовлечения молодого поколения в деструктивную деятельность.

Уважаемые коллеги! Все предпринимаемые нами меры должны вести к выстраиванию открытого диалога международного сообщества по вопросам противодействия терроризму без вмешательства во внутренние дела суверенных государств, без двойных стандартов и попыток оправдания действий террористов.

Задачи обеспечения безопасности на евразийском пространстве прочно связаны с устойчивым развитием наших стран, взаимодействием по линии регионов.

Говоря о межрегиональных контактах, напомню, что им уделяется особое внимание в Шанхайской организации сотрудничества, в работе которой все наши государства в том или ином статусе принимают участие.

Нам необходимо на законодательном уровне обеспечить выполнение решений, принимаемых президентами наших стран. В связи с этим важно в формате ШОС наладить эффективный межпарламентский диалог.

Хочу проинформировать вас, что первую встречу спикеров парламентов стран ШОС в текущем составе планируется провести в период председательства России в этой Организации в 2019–2020 годах.

Диалог, направленный на установление взаимовыгодных отношений между странами Азии и за ее пределами, – это путь к укреплению доверия между нашими народами.

Сегодня мы все чаще становимся свидетелями нарушений общепризнанных норм международного права, попыток ряда стран решить внутренние проблемы за счет других. Нам необходимо совместно противодействовать реализуемой Соединенными Штатами Америки политике протекционизма, возведения торговых барьеров, санкций и ограничений.

Наше торгово-экономическое сотрудничество определенно выиграет, если будут обеспечены в том числе правовые условия для межбанковских операций, взаиморасчетов в национальных валютах, защите инвестиций, оптимизации процедуры движения товаров через границу.

Эффективно решить эту задачу можно, развивая интеграционные проекты. Например, на базе Евразийского экономического союза, создания Большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества.

В заключение, коллеги, подчеркну, только сообща мы сможем преодолеть современные вызовы, найти эффективные решения вопросов региональной безопасности и сотрудничества, противодействия террористической угрозе, наркотрафику. И парламентское измерение этой работы играет важную роль для устойчивого развития наших стран и взаимодействия во всех сферах.

Благодарю за внимание.

Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы