Выступление Вячеслава Володина на открытии весенней сессии Государственной Думы
Председатель Государственной Думы рассказал о планах работы на 2019 год, а также о новом приоритете деятельности депутатов - мониторинге и анализе правоприменительной практики.
Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с наступившим Новым годом. 2019 год для нас особый, он особый для нашей страны. Это год начала реализации национальных проектов, и очень важно, как мы с вами приступим к работе, насколько она будет эффективна решать задачи, которые поставлены Президентом в Послании Федеральному Собранию, в указах. Это задачи для нас не просто важные, а, наверное, судьбоносные, и вы знаете, что решить их будет очень непросто, но этого ждут наши избиратели, граждане нашей страны, и от этого во многом зависит в том числе будущее нашего государства. Вопросы повышения уровня жизни, снижения в два раза бедности, улучшения жилищных условий, продолжительности жизни. Это вопросы ускорения технологического развития нашей страны. И вы знаете, вот эта большая работа должна позволить России выйти на новый уровень. Мы с вами должны войти в пять ведущих экономик мира. Это сделать очень непросто, поэтому нам нужно в первую очередь спросить себя, постараться сделать все возможное для того, чтобы зависящее от нас мы смогли выполнить. И важно, чтобы национальные проекты заработали эффективно, чтобы достигли тех целей и задач, которые смогли бы, как я уже говорил, решить вопросы граждан и страну продвигать вперед по пути конкуренции.
В законотворческом портфеле у нас 1 164 законопроекта. Это почти в два раза меньше, чем то количество, которое было в 2016 году.
Законопроекты распределились следующим образом: 563 проекта закона находятся на стадии предварительного рассмотрения, 365 – готовятся к рассмотрению в первом чтении, 234 – во втором чтении и два – на стадии рассмотрения в третьем чтении.
Но, коллеги, это сухие цифры. И если о них говорить, вряд ли сложится понимание, что же все‑таки нам предстоит сделать в текущем году и какие задачи стоят перед депутатами Государственной Думы исходя из достаточно внушительного портфеля законопроектов.
Во‑первых, хотел бы отметить блок законопроектов, посвященных цифровой экономике. Это законы о цифровых финансовых активах, о цифровых правах, о краудфандинге. Мы эту работу обозначили одним из своих приоритетов, и понимаем, что развитие этой сферы должно обеспечить переход нашей экономики на качественно новый уровень. Поэтому, коллеги, необходимо еще раз подчеркнуть, что создание благоприятного правового поля для развития цифровой экономики во многом должно обеспечить нам преимущественное положение в конкуренции среди других стран. Именно поэтому мы с вами должны выстроить работу таким образом, чтобы законопроекты в этой сфере принимались не только качественными, но и обеспечивали именно конкурентные преимущества. Это нас ко многому обязывает, и в первую очередь наши профильные комитеты, их четыре, и в этой связи хотелось бы обратиться к председателям с просьбой работу скоординировать между собой, создать рабочие группы из экспертов, представителей делового, научного сообщества, с тем, чтобы подготовиться к этой ответственной работе, учитывая, что в ближайшее время Правительство Российской Федерации внесет более 20 законопроектов по вопросам цифровой экономики. И нам необходимо быть подготовленными к качественному рассмотрению этих законодательных инициатив.
В нашем законотворческом портфеле много инициатив, которые решают конкретные жизненные проблемы. Такие, как законопроект о доступе родственников в реанимацию; о мониторинге пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей; о доступе к мобильной геолокации для поиска детей; о паллиативной медицинской помощи.
Принятия этих законов ждут люди. Предлагаю, чтобы при составлении нашего плана законотворческой работы мы поставили общественно значимые законопроекты в приоритетную группу. Это позволит рассматривать такие законопроекты в первоочередном порядке. Было бы правильно также продолжить практику первоочередного рассмотрения приоритетных инициатив фракций. Она показала не только востребованность, но и стимулировала законотворческую деятельность.
Лидером по количеству внесенных законодательных инициатив на одного депутата стала фракция «Справедливая Россия». В 2018 году депутаты фракции внесли 73 законопроекта. Второе место по количеству законодательных инициатив на одного депутата фракции заняла фракция ЛДПР.
Уважаемые коллеги! По количеству реализованных инициатив лучший результат у фракции «Единая Россия». Каждый второй законопроект, внесенный в 2018 году депутатами фракции, был принят. Это очень хороший коэффициент эффективности работы депутатов «Единой России». Спасибо большое, коллеги. Действительно, в течение года была проделана большая работа.
Николай Васильевич [Коломейцев], вы можете быть признаны, наверное, как самый активный депутат по количеству инициатив […] принятых. Это обращения в виде парламентских запросов, протокольных поручений. У нас, к сожалению, статистика этих запросов не велась. Мы, когда анализировали и подводили результаты, договорились, что необходимо будет статистику вести, потому что нам важно не только принимать протокольные поручения, но, что самое главное, контролировать исполнение. Об этом – чуть позже.
Говоря о наших приоритетах в текущей сессии, коллеги, хочу подчеркнуть: мы должны завершить работу над законодательным обеспечением Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Нам осталось принять всего 12 законов из 99.
Из них 10 законопроектов прошли уже первое чтение, внесения двух ожидаем от Правительства Российской Федерации. В этой связи обращаюсь к Полномочному Представителю Правительства Александру Юрьевичу Синенко с просьбой ускорить внесение законопроектов. Нам крайне важно с вами завершить работу над законодательным обеспечением Послания Президента Федеральному Собранию.
В принятом нами бюджете страны на три года на выполнение 12 национальных проектов предусмотрено финансирование в общем объеме почти 5,7 трлн рублей. Сумма большая. Нам крайне важно выстроить работу таким образом, чтобы обеспечить эффективность проектов, которые будут реализовываться, прежде всего, на региональном уровне. Требуется, с одной стороны, принятие оперативных решений по перенаправлению средств на актуальные задачи. И мы, собственно, этот вопрос решили, приняв при рассмотрении законопроекта о бюджете положение, в рамках которого предоставляем права Трехсторонней комиссии, которая может оперативно принимать решения, требующиеся в реализации национальных проектов. Когда речь идет о корректировке паспортов национальных проектов, вы знаете, это большая работа, и она будет обязательно требовать таких коррективов. Но, с другой стороны, нам необходимо обеспечить контроль за выполнением национальных проектов. Выделяемые на эти цели бюджетные средства должны эффективно расходоваться. Именно эту задачу поставил перед нами Президент Владимир Владимирович Путин на встрече 25 декабря в прошлом году. Мы в Регламенте закрепили норму об осуществлении комитетами на постоянной основе парламентского контроля за реализацией национальных проектов и государственных программ. Нам необходимо понимать свою ответственность в этом вопросе, и выстроить работу более системно. Было бы правильно в положении каждого комитета зафиксировать функцию контроля по профильному направлению.
В целях парламентского контроля за реализацией национальных проектов в регионах предлагаю проводить выездные заседания Совета Государственной Думы, у нас этот формат хорошо себя зарекомендовал.
Было бы правильно с участием профильных комитетов нам с вами по вопросам реализации национальных проектов предусмотреть выездные заседания в те регионы, где мы считаем, что у нас есть необходимость дополнительного контроля, рассмотрения вопросов, как идет реализация национальных проектов.
Коллеги! Если раньше в центре нашего внимания были вопросы разбора «законодательных завалов», то сегодня на первый план выходит мониторинг и анализ правоприменительной практики. Говоря о разборе «законодательных завалов», еще раз хочу озвучить цифру оставшихся законопроектов от прежних созывов – 44 законопроекта. Это, безусловно, цифра, которая не идет ни в какое сравнение с той, которую мы с вами получили в начале работы Государственной Думы [седьмого созыва] – 2 020. И в этой связи хочется еще раз высказать слова благодарности Первому заместителю Председателя Государственной Думы Ивану Ивановичу Мельникову, рабочей группе, которую он возглавил, за ту гигантскую работу, проделанную за прошедшее время по разбору «завалов». Подчеркну: это не отклонение законопроектов, а именно кропотливая работа, анализ, в ходе которого 14% от общего количества были приняты. Кстати, это законы, которые очень ждали наши граждане, и именно эта совместная работа с комитетами позволила нам выйти на принятие решений по ряду из них.
Но, говоря о новом приоритете — анализ и мониторинг правоприменительной практики – хотелось бы подчеркнуть и сказать следующее. У нас с вами не всегда принятый закон эффективно работает. Думаю, что и вы это знаете, и мы слышим критику в свой адрес – что закон приняли, но он не работает. Почему это происходит? Это происходит в том числе в связи с тем, что нет нормативной базы, она запаздывает. Это происходит в том числе по причине того, что зачастую есть проблемы, связанные с принятием подзаконных правовых актов в регионах. И, конечно, уважаемые коллеги, мы с вами должны найти решение этого вопроса. Вы знаете, мы вместе с Правительством в этом направлении многое сделали. Приняты нормы Регламента Государственной Думы и Правительства, которые позволяют нам синхронизировать эту работу. Но, должны признать, на сегодняшний день у нас при рассмотрении вопросов, которые требуют от Правительства внесения информации о принятии проектов нормативных актов, увы, они в этом плане не срабатывают, и мы не выходим на те задачи, которые должны решать.
Как пример можно привести законопроект – мы с вами его приняли буквально в конце декабря прошлого года — «Об ответственном обращении с животными». Он был внесен в Государственную Думу в 2010 году, семь лет назад был принят в первом чтении. Сегодня закон принят, но его нормы заработают только тогда, когда будут приняты подзаконные акты. На сегодняшний день мы с вами не имеем этих подзаконных актов, и в этой связи постарались сделать все для того, чтобы они появились, записав норму в постановлении при принятии закона, обязывающую Правительство в 180-дневный срок принять такие нормативно-правовые акты. Но вы понимаете, уважаемые коллеги, это точечное решение, это решение, не носящее системный характер. Мы, конечно, будем контролировать реализацию этого закона, и в этом плане очень многое делает профильный комитет.
Но нам необходимо выстроить систему, которая позволила бы через мониторинг и анализ правоприменения выйти на контроль за реализацией законов. Там, где закон несовершенен, вносить в него изменения. Там, где мы видим отсутствие нормативной базы, выходить на более эффективную работу вместе с Правительством.
Нужно уже при принятии законов более требовательно относиться к тому, что должна быть представлена информация о проектах нормативных актов — то, что у нас зачастую отсутствует. Это даст, безусловно, результат, и результат, однозначно, наши граждане оценят положительно, потому что это то, что подвергается постоянной критике.
Уважаемые коллеги! Учитывая, что основная законотворческая работа ведется в профильных комитетах, договорились повышать качество их работы. И в этой связи хотелось бы обратиться к председателям профильных комитетов с предложением как можно больше внимания уделять диалогу со своими коллегами в региональных законодательных собраниях. Особенно это касается вопросов совместного ведения. Большая просьба: когда такие вопросы рассматриваются в Государственной Думе, не стесняться проводить выездные заседания комитетов, и через обсуждение этих вопросов в регионах, через создание открытых диалоговых площадок выходить на более качественные решения. О важности такой работы говорил Владимир Владимирович Путин на встрече с нами. Мы должны помнить, что избиратели ждут от нас в решении важных для них вопросов, прежде всего, конкретных результатов. Давайте именно на этом сосредоточим все свое внимание, всю свою работу. Думаю, что у нас многое может получиться. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Шестая сессия, весенняя сессия Государственной Думы объявляется открытой.
Источник и фото: Официальный сайт Государственной Думы РФ