Интервью Вячеслава Володина для ГТРК «Саратов»

В интервью ГТРК «Саратов» Вячеслав Володин рассказал о проекте федерального бюджета, дорожном строительстве и новом благотворительном проекте.

— Здравствуйте, Вячеслав Викторович.

 Здравствуйте

— Государственная Дума приступила к обсуждению проекта федерального бюджета на 2019 и плановый период до 2021 года. Первое чтение запланировано на 24 октября. Как его можно охарактеризовать, чему будет уделено особое внимание, что будет в приоритете?

— Это первый бюджет за прошедшие 4 года, который вносится уже как профицитный. Профицит составит 2 триллиона в бюджете на 2019 год. А сам бюджет, который мы будем рассматривать по доходной части — 19 триллионов 969 миллиардов и 300 миллионов. Это бюджет, предполагающий увеличение — причем многократное — по ряду расходных полномочий. И могу привести пример: на развитие науки и технологий объем финансирования увеличится на 261%. Существенное увеличение произойдет и по другим расходным статьям бюджета. Финансирование здравоохранения увеличится на 30%, обеспечение доступным комфортным жильем и услугами ЖКХ — на 51%, также произойдет увеличение финансирования на развитие культуры и туризма — на 18%. Это, еще раз хочу подчеркнуть, первый бюджет, который мы принимаем после 2014 года, когда предполагаются дополнительные доходы. Эти доходы превышают расходы. В этой связи, конечно, средства дополнительно будут идти в регионы на региональные программы.

Если говорить о стратегии, то до 2024 года на национальные проекты будут потрачены предположительно порядка 13 триллионов. Это огромный ресурс, который должен решить проблемы, стоящие перед нашими гражданами, и вывести нас на совершенно другой уровень жизни и развития. И от слаженной совместной работы многое зависит.

— 2 года назад Вы объявили, что в приоритете должно быть дорожное строительство. И как раз в 2018 году больше средств, значительно больше средств было выделено, чем в предыдущие годы. Продолжится такая тенденция в будущем?

— 2 года назад, когда мы обсуждали этот вопрос, основной запрос жителей Саратовской области заключался в том, что качество саратовских дорог никого не устраивало. А строительство новых дорог было минимальным, если не сказать равным нулю. И это было не случайно, потому что буквально несколько лет назад в Саратовской области расходы на дорожное строительство составляли порядка 2,5 миллиардов рублей. На будущий год дорожный фонд составит уже 8,5 миллиардов рублей. Но это цифры. А что стоит за цифрами? За это время проведена большая работа, и основные ежегодные расходы дорожного фонда переданы на федеральный бюджет. Во-первых, это расходы по дороге «Саратов-Озинки». Почти 330 километров дороги сейчас полностью финансируются за счет федерального бюджета. И мы с вами видим, как меняется сама дорога. Раньше невозможно было себе представить, даже учитывая увеличенный бюджет на будущий год, что можно отремонтировать эту дорогу так быстро. Почему? Потому что для того, чтобы привести только эту дорогу в нормативное состояние, необходимо 6 миллиардов рублей. А чтобы ее содержать в течение года, необходимо 400 миллионов рублей. Передача этой дороги на федеральный уровень решает несколько проблем: дорога в ближайшее время будет приведена в хорошее состояние (на следующий год запланирован капитальный ремонт еще 100 километров), также это разгружает дорожный бюджет самой Саратовской области.

— Можно эти деньги перенаправлять?

— Эти деньги можно перенаправить на строительство и ремонт дорог в городах, селах, строить межгородские дороги, межрайонные, которых у нас практически нет. Для того чтобы, допустим, доехать из Озинок в Перелюб, нужно вернуться через Дергачи, через Ершов, потом в  Балаково и в Пугачев, а из Пугачева еще 120 километров до Перелюба. Расстояние окажется в разы меньше, если будет построена дорога от Озинок до Перелюба. Так же, если будет построена дорога от Перелюба до Ивантеевки. Для того чтобы решать задачи строительства дорог в селах, в городах, сейчас высвобождаются большие средства, а сам дорожный фонд увеличился практически в три раза. Несколько лет назад он составлял 2,5 миллиарда, а на будущий год будет 8,5. Представьте себе, какая большая разница сложилась за это время.

Решение по передаче дороги «Саратов-Ртищево-Кирсанов» на федеральный уровень – (это уже Тамбовская область) —  дополнительно разгрузит региональный дорожный фонд потому, что для приведения этой дороги в нормативное состояние необходимо 3 млрд. 800 млн. То есть почти половину всего дорожного фонда требует только эта дорога. И плюс ежегодное содержание дороги «Саратов-Ртищево-Кирсанов» —  более 200 млн. и содержание дороги «Саратов-Озинки» — 400 млн., в сумме уже 600 млн. Это на самом деле почти пятая часть объема средств на содержание дорог всей области. Эти средства высвобождаются. Что касается разовых вложений — приведение дорог в нормативное состояние, суммируйте: 6 млрд. на дорогу «Саратов-Озинки» и 3,8 млрд. на дорогу «Саратов-Ртищево-Кирсанов». Вот видите, какая цифра получается, она огромна, почти 10 млрд., а у нас с вами годовой дорожный фонд планируется  8,5 млрд., а был 2,5 млрд.

Можно ли было в ситуации, с одной стороны несбалансированности,  а с другой стороны дефицита средств эффективно решать задачи строительства новых дорог, капитального ремонта, текущего ремонта и содержания? Конечно, нет. И по этой причине никогда не обвинял никого, а делал все для того, чтобы эти вопросы решить. Модель, которая была выработана через передачу дорог на федеральный уровень и пополнение дорожного фонда, сейчас, можно сказать, успешно реализована.

И на будущий год, когда будут такие объемы финансирования, а расходы уменьшатся, можно совершенно спокойно ставить вопрос перед региональной властью: дайте нам качественные дороги, стройте дороги, ремонтируйте дороги, содержите дороги. Бюджет позволяет решать эту задачу. Со следующего года можно эти вопросы адресовать совершенно спокойно. Думаю, что те, кто отвечает за эту часть работы, со мной согласятся: есть все возможности улучшать качество дорог в Саратовской области, строить их.

Но это не значит, что должен отсутствовать контроль. Вопросы контроля сейчас встают на первый план, и было бы правильно, чтобы был общественный контроль, контроль со стороны законодательного собрания Саратовской области — областной Думы, контроль со стороны депутатов из муниципалитетов. Есть, что контролировать. На содержание дорог, на будущий год будет направлено порядка 3,5 млрд., а у нас, еще раз подчеркну, средств раньше в дорожном фонде всего было 2,5 млрд. Вот задумайтесь, порядок цифр какой.

Что касается наполнения дорожного фонда, то во многом — это итог работы по балансировке бюджета, уменьшению объемов банковских кредитов и перевод этих долгов во взаимоотношения с министерством финансов, то есть перевод на бюджетные кредиты. А это значит, расходы на обслуживание долговых обязательств будут меньше, потому что ставка по бюджетному кредиту составляет 0,1%, а по банковскому — более 10%. Экономия серьезная. В условиях сбалансированного бюджета вопросы можно решать по-другому и в плане финансирования дорожного фонда.

Здесь необходимо подчеркнуть и роль губернатора, потому что в вопросах сбалансированности бюджета в вопросах оптимизации расходов и достижения задачи, связанной с уменьшением банковских кредитов, он сделал очень многое. И сейчас Саратовская область не находится в той группе регионов, которые постоянно упоминаются как регионы с самым большим долгом по банковскому сектору.

— Несколько дней назад в регионе произошли кадровые перестановки, на всю страну прогремела экс-министр Наталья Соколова. Так получается, что к власти приходят люди, которые оказываются очень далеки от народа. Вот как Вы относитесь к этой ситуации?

— Мне стыдно за то, что такое случилось у нас в Саратовской области, и стыдно, что такие люди работают не только во власти, но и отвечают за социальную сферу. Каждый чиновник, человек, который пришел работать во власть, должен понимать, что работает для людей. И если только внутри у него нет чувства сопереживания, нет чувства сопричастности, то этот человек выбрал просто для себя не ту работу. А тот, кто работает в социальном ведомстве, министерстве, просто не сможет эффективно выполнять свою работу, решать те задачи, которые перед ним стоят, если у него нет этого качества. Просто этот человек выбрал не ту профессию, и чем меньше таких людей будет, тем будет лучше, и понимание это должно прийти ко всем нам. Этот пример еще раз говорит о том, что случайных людей много. И было бы хорошо, чтобы мы об этом тоже задумались. Но этот случай, наверняка, многих заставит задуматься, и, возможно, выбрать другую профессию или самому меняться, понимая, что с таким мировоззрением работать для людей не получится.

— В свой приезд в Саратовскую область Вы неоднократно говорили о том, что те, у кого есть возможности, должны помогать другим людям, у которых нет возможностей. И сейчас на территории региона реализуется несколько Ваших крупных благотворительных проектов: это дом для переселенцев из аварийных бараков Елшанки, это Предуниверсарий для одаренных детей из малообеспеченных семей, сирот, это поселок «Ветеран» в Озинках. Мы знаем, что Вы помогаете и другим регионам, например, уникальная школа построена в Смоленской области. А есть ли еще планы по благотворительным проектам на будущее?

— Необходимо завершить те проекты, которые сейчас начали. В планах на будущий год: в августе закончить строительство жилого дома на 256 квартир в поселке Елшанка. Строительство идет полным ходом, и конечно, хочется, чтобы все было закончено вовремя. Главное, завершить работы в летнее время с тем, чтобы и благоустройство территории было выполнено качественно, и люди вселились в подготовленные квартиры. Потому что мы будем сдавать жилье, где будут и обои, и линолеум, и плитка уже положена.
Еще один проект, который в рамках благотворительной программы реализуется, – это строительство Предуниверсария. Школа сама по себе уникальна. В ней будут представлены направления дополнительного образования в области робототехники, программирования, биотехнологий, медицины будущего. Мы еще обсуждаем, возможно, появится еще пятое направление, но об этом, наверное, попозже. Обучение будет вестись с 8 класса. Для ребят из районов Саратовской области предполагается интернат на 125 мест. Но есть одно базовое условие по приему — это школа для ребятишек из малообеспеченных семей, неполных семей, детей-сирот. Ребятам, которые живут в таких семьях, тяжелее. И мы должны сделать все для того, чтобы у них была возможность самореализоваться в сферах, которые я назвал, а это очень перспективные направления. Завершение реализации этого проекта планируем в 2020 году. Сейчас полным ходом идут строительные работы, думаю, что до конца этого года сможем выйти на завершение коробки самой школы.

— Планы на будущее?

— Планы есть, и возможно их получится реализовать на будущий год. Речь идет об одной проблеме, которая в рамках бюджета на сегодняшний день не решена. Порядка двухсот человек — дети-инвалиды и граждане, имеющие тяжелые заболевания, — по закону должны получить жилье. Область должна это жилье предоставить. Но в силу дефицита бюджета и недостатка средств эта проблема не решена. Ко мне, когда я был в Саратове, подходили люди и просили взять этот вопрос на контроль и найти решение. Вот сейчас прорабатываю, как можно эту проблему решить. Если средства можно будет найти за счет бюджета, постараюсь сделать все для того, чтобы бюджет Саратовской области выполнил эти обязательства. Но если это не получится, тогда возможно на будущий год будем реализовывать еще одну благотворительную программу по обеспечению жильем детей-инвалидов и граждан, которые имеют тяжелые заболевания. У нас в Саратовской области на учете стоит 204 человека, если брать данные на конец сентября. Мы этот вопрос обсуждали с губернатором, небольшие подвижки уже есть. Посмотрим, какое останется количество тех, кто не обеспечен жильем, и постараемся этот вопрос решить на будущий год.

— Спасибо большое Вячеслав Викторович, что уделили на время.

— Спасибо Вам большое

ВидеоГТРК «Саратов»