«Коротко о главном». О чиновниках. Интервью с Вячеславом Володиным
В интервью для ГТРК Саратов Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин рассказал о равнодушии саратовских чиновников и как заставить их стать ближе к людям.
«Сегодня ты чиновник, но это не на всю жизнь»
— В конце декабря в области произошла ситуация, которая вызвала резонанс и недоумение: в Шиханах женщину-инвалида с ребенком зимой выселили из квартиры на улицу. Вам пришлось вмешаться в эту ситуацию. Не прошло и месяца, аналогичный случай произошел уже в поселке Светлый Татищевского района. Это уже не первый случай, когда саратовские чиновники показывают, демонстрируют такое равнодушие и безразличие. Не получится ли так, что такое поведение войдет в систему, и как добиться того, чтобы представители власти были ближе к людям?
— Вопрос этот не простой, и честно скажу, меня настолько расстраивают эти ситуации, и они настолько болезненно воспринимаются. Совершенно непонятно, откуда у людей берется такое, почему принимаются такие решения. При рождении же человек не становится чиновником, министром, все-таки до этого он какой-то путь проходит. Мы сейчас обсуждаем законопроект о паллиативной помощи. Для того, чтобы понять, что такое паллиативная помощь, наверное, надо сходить и посмотреть, как в хосписах люди себя чувствуют. Но ведь мы все с вами в жизни с этими ситуациями сталкивались. У каждого из нас дома была ситуация, наверняка, когда близкие уходили из жизни, и было нелегко на это смотреть, особенно в восьмидесятые, когда не было обезболивающих препаратов. У меня, например, дедушка умирал от рака. Это очень тяжело было: сидеть рядом, держать его за руку, смотреть в глаза ему, а он с мольбой смотрит, ты ему помочь не в состоянии, и препаратов нет, и, с другой стороны, метастазы полностью поразили легкие, ничего не сделаешь. Мы понимаем, о чем речь. Или у меня брат — он ушел из жизни молодым, причем в 34 года стал инвалидом военной службы и затем длительное время находился у нас, жил с мамой, потому что сразу получил третью группу инвалидности, потом буквально моментально вторую группу и первую. На протяжении более 5 лет находился в таком состоянии. Это боли, это мучения, это прикованность к креслу инвалидному.
Что здесь скажешь? Когда люди приходят во власть, они до этого в школы ходят те же, и в ВУЗах учатся не в одиночку. А потом становятся министром и произносят такие слова, за которые просто стыдно. Стыдно, потому что это говорят в Саратове. И сегодня о “макарошках” знает вся Россия.
Когда мы говорим о Шиханах, — задумайтесь, женщина-инвалид, ребёнку 10 лет, зима, перед Новым годом. Мы Новый год все встречаем, хочется хорошего настроения. Решения принимают в отношении кого? Человека, который получает социальную пенсию, ребенка воспитывает, причем девочка умница, отличница. И такие решения.
— Ну почему такие проблемы могут быть решены только после Вашего вмешательства?
— Здесь как раз не хотелось бы, чтобы были такие вмешательства. Это не по совести, это несправедливо, это черство, это недопустимо, но вот что нужно сделать, чтобы таких случаев не было? Либо человек сам в жизни это не проходил, не переживал, его это не касалось, и поэтому он это вообще как-то чувствует иначе, либо он таким рожден, либо он таким стал. Мы недавно обсуждали этот вопрос, мне задавали его в «Парламентской газете». Возможно, надо вводить тесты для того, чтобы люди, приходя работать на государственную службу, в органы муниципальной власти, проходили психологическое тестирование, чтобы перед этим был с ними разговор, потом необходимо изучить, как до этого они с людьми работали. Здесь ведь как? Либо ты сопереживаешь, через себя пропускаешь, и, конечно, такие решения никогда не допустишь, более того, поможешь человеку. А потом, хочется просто сказать: сегодня ты чиновник, но это не на всю жизнь. Поэтому хочется тем, кто работает в системе органов власти, еще раз сказать: рано или поздно вы закончите занимать эти должности и будете пенсионерами, рядовыми гражданами без персональных автомобилей, без должностей, без приемных, и можете сами столкнуться с тем, что эти приемные не будут открываться для вас, хотя вы будете в них пытаться попасть, стучаться, для того, чтобы сказать о несправедливости, о произволе. Закладывайте такие формы управления, такое отношение к людям, чтобы потом вам было не стыдно, чтобы вы не были сами заложниками того, что сегодня вы своими руками лепите, а потом будете говорить: откуда? Да оттуда! Потому что тот, кто пришел, смотрит, как до него было, но голову не включая для того, чтобы взять и изменить, чтобы было по-другому.
Видео: ГТРК Саратов