Состоялась премьера фильма «Неизвестный Володин. Саратов — Москва»
Страна провинций. Консерватизм и голос регионов в фильме о Вячеславе Володине.
Николай Лыков
Анонс документальной ленты ГТРК «Саратов» «Неизвестный Володин. Саратов — Москва», вышедший накануне премьеры, вызвал опасения. Слишком сильны были ожидания увидеть под гул фанфар и реверансов плакатный образ.
Скепсис быстро сошел на нет после просмотра самого фильма: Вячеслав Володин не памятник, но саратовский бренд и знаковая личность, пользующаяся доверием. Не церемониальным, а искренним и добросердечным. Я бы сказал шире — народным, без традиционных для мировоззрения элит примесей и экивоков. Завоевать такое расположение сложно, и, пожалуй, Володин остается единственным в Саратовской области политиком, которому это по-настоящему и на долгие годы удалось.
Важна не столько художественная ценность «Неизвестного», качественно и концептуально созданного режиссером Мариной Селивановой, оператором Олегом Захаровским и сценаристом Анной Ховайко, сколько его «мускулы» — фактура, ранее не звучавшая и не осмысленная.
Вот в кадре появляется Дмитрий Аяцков, чьи действия местная политическая мифология связывает с вынужденным отъездом Володина из региона. Тогда, в 1998-1999, внутриэлитный конфликт в правительстве области «предшествовал» московской карьере молодого саратовского вице-губернатора и преподавателя. А сейчас Аяцков признается, что стал заложником манипуляций своего окружения, а вовсе не личных амбиций. Впервые, и это звучит в картине из уст тогдашнего помощника Володина, ныне ректора Государственного университета управления Ивана Лобанова, упоминается роль «влиятельных генацвале», которые могли прибегнуть к нестандартным методам конкурентной борьбы. Судя по рассказу, угроза безопасности воспринималась самим Володиным и его соратниками вполне реальной.
«Умение прощать» как ключевую черту характера земляка, о которой говорит Николай Кузнецов, еще один участник съемок, применительно к политическим рискам следует трактовать как великодушие. Способность же привлечь в свою команду вчерашних оппонентов — искусством дипломатии.
Консерватизм ведь, отбросим клише, не обязательно должен быть карикатурным, как из книжек, в лапотно-домостроевских одеждах. Он может быть другим: просвещенным, попечительским и ответственным — таким, каким видит его Володин.
У Володина были хорошие учителя, а он был и есть благодарный ученик, о чем содержательно повествует фильм. В столице его крестным отцом и идеологическим наставником стал Евгений Примаков, автор «особенной стати» внешней политики РФ, построенной на незыблемости суверенитета, национальных интересах и оппонировании Западу. Человек, развернувший самолет в небе над Атлантикой в знак протеста бомбардировкам авиации НАТО Белграда. Один из основателей «Отечества», самого известного и успешного проекта российского федерализма.
Для такой формации, как Володин и Примаков, Крым был «нашим» до того, как это стало исторической данностью, политесом и присягой на верность вертикали. И сейчас, когда Председатель Госдумы высказывается об «иностранных партнерах», санкциях или ПАСЕ, он как будто продолжает мысли своего учителя, пусть и спорные, но логичные и цельные.
Далекий от кланов, провинциал и self-made man Володин, посвятивший научные работы конституционному обоснованию субъектности региональной власти и доказавший это своей деятельностью, в тандеме с Примаковым смотрелся органично. Как организатор партийного строительства и руководитель фракции «ОВР» — в публичном пространстве realpolitik.
Прагматичный консерватизм Примакова гармонировал с природным и практическим консерватизмом Володина, основанным на верности корням и традициям. Это политическое и жизненное кредо раскрывается в «Неизвестном» во всей полноте, горечи и исповедальности: фрагменты о гибели прадедов и дедов во время сталинских репрессий и на фронтах Великой Отечественной воспринимаются зрителем как часть и своей семейной, столь же трагической истории. А стремление Володина увековечить память предков, павших в боях и расстрелянных, служит достойным примером и пробуждает чувство стыда за так и не сделанное самими.
Родина, семья, дом в узком смысле слова — казалось бы, житейские ценности. Для Володина они становятся базой философии и этическим мерилом правильного прочтения жизни. Сейчас уже позабылось общественно-интеллектуальное течение почвенничества, популярное в середине XIX века, но именно этот термин, на мой взгляд, очень точно отражает суть политической платформы героя фильма. Консерватизм ведь, отбросим клише, не обязательно должен быть карикатурным, как из книжек, в лапотно-домостроевских одеждах. Он может быть другим: просвещенным, попечительским и ответственным — таким, каким видит его Володин.
Для такой формации, как Володин и Примаков, Крым был «нашим» до того, как это стало исторической данностью, политесом и присягой на верность вертикали.
«А почему спикер опять в свой Саратов поехал?» — бывает, с ехидством спрашивают московские знакомые, когда смотрят репортажи на нашем сайте. Так уж повелось, что многим коллегам все, что находится в Замкадье, кажется фатальным диким полем. Не сильно грешат против истины, хотя смутно представляют масштабы запустения.
Собеседникам, людям профессионально циничным и прожженным, приходится объяснять, что в большинстве своем региональная бюрократия слаба, неэффективна и некомпетентна, а приезды Володина — это личный контроль за исполнением и реализацией собственных поручений и проектов. Не ради PR, а пользы для. Он за себя и того парня.
Иначе, как однажды сказал сам Председатель Госдумы, дойдет до того, что останется только развести руками и воскликнуть: «Все разворовали!».
В столицах много состоятельных саратовцев, но они все вместе не делают для города и области, где выросли и добились серьезных высот в бизнесе и политике, и десятой доли того, что делает Володин.
«Россия — страна провинций», — центральную политическую идею фильма, которую можно было бы сделать эпиграфом, произносит директор хвалынской галереи Петрова-Водкина Валентина Бородина, рассказывающая о помощи спикера ГД в реставрации здания музея. Таких откликов в «Неизвестном» — десятки: земляк, пусть и в Москве, но он рядом. А значит — надежда есть. Иногда последняя.
Семен Патричев
Авторы фильма «Неизвестный Володин. Саратов — Москва», премьера которого прошла в минувшее воскресенье на канале Россия-24, поступили очень правильно.
Они не стали подробно пересказывать биографию Председателя Госдумы Вячеслава Володина — она дана штрихами, а остановились на важных для саратовцев этапах жизненного пути нашего знаменитого земляка.
О том, что Вячеслав Викторович Володин — уроженец Саратовской области, депутат Госдумы от нашего региона, о том, что Володин делает очень много для своей малой родины, знают, пожалуй, все жители губернии.
Но, к сожалению, большая часть населения не помнит или не знает, как начиналась политическая биография Вячеслава Викторовича, как он попал в политику и что было до того, как Володин стал личностью федерального масштаба.
Неизвестна подавляющему большинству саратовцев ещё одна потрясающая сторона жизни Володина, показанная в фильме, — о ней мы расскажем позже.
Вопреки молодости, благодаря здравому смыслу
Конечно, авторы фильма не могли промолчать о маме Вячеслава Викторовича — Лидии Петровне, которая не уехала по распределению из Саратовской области, а предпочла вернуться в родное село. Сам Володин тоже не стал поступать в московский вуз, а решил учиться недалеко от родных людей, в Саратове. Далее — способный и спортивный студент, степень кандидата технических наук в 25 лет. Потом решительный шаг в политику. В 1990 г. Вячеслав Викторович избрался в горсовет Саратова, причём его рекомендовала не партия, что чаще всего практиковалось, а группа граждан. И это очень сложно: надо было собрать как минимум 200 человек в одном месте, получить их подписи и паспортные данные. Даже сегодня это сродни подвигу, а уж тогда, на заре девяностых, и вовсе невероятное событие. Вячеслав Володин победил «партийных» выдвиженцев. Люди поверили молодому, искреннему и откровенному человеку.
Поверили они ему и в 1994 г., когда Вячеслав Викторович избрался в областную думу.
Авторы фильма умудрились в предельно сжатом хронометраже показать очень важный этап жизни Володина — формирование на региональном уровне серьёзного и перспективного политика: депутат горсовета, заместитель главы Саратова, преподаватель Поволжской академии госслужбы, депутат и заместитель председателя Саратовской областной думы, защита докторской диссертации, вице-губернатор Саратовской области.
С заботой о людях
Для всех это очевидно и проходит красной нитью в фильме: Вячеслав Володин не мыслит своей жизни без Саратовской области, без заботы о здесь живущих.
И в первую очередь о людях старшего поколения. Это блестяще показано в фильме, когда пожилая женщина называет Вячеслава Викторовича своим четвёртым сыном. А Володин, трогательно обнимая старушку, отправленную родными детьми в дом престарелых, делает для себя выводы и инициирует создание в регионе комфортабельного жилого посёлка для пожилых людей, оставленных на попечение государства.
Особо подчеркнули авторы фильма, что Вячеслав Викторович решает множество проблем простых людей, которые не смогли добиться справедливости у чиновников на местах, — так было со сносом старых бараков и строительством многоквартирного дома в Елшанке и школы в посёлке Солнечный, возведением ряда плотин на малых реках Левобережья, решением проблемы в Пугачёвском районе, благодаря чему его жители получили хорошую воду. Что примечательно, хоть авторы несильно акцентируют на этом внимание, многие проекты строились на благотворительные средства и главным спонсором выступал сам Вячеслав Володин.
С верой, памятью, любовью
Совсем неизвестная и потрясающая сторона жизни Вячеслава Володина — его удивительное внимание к собственным корням. Ведь только человек, с уважением относящийся к своему прошлому, прошлому своей страны, может строить будущее для своей Родины.
Благодаря фильму «Неизвестный Володин. Саратов — Москва» мы узнали, что два предка Вячеслава Володина, оба священнослужители, были репрессированы.
В знак памяти к ним, в знак огромного уважения к тысячам таких же невинно погибших людей Володин инициировал и помог восстановить три храма на территории Вольского и Хвалынского районов.
P. S. Фильм «Неизвестный Володин. Саратов — Москва» — очень познавательная картина. Помимо совершенно новых фактов из жизни Вячеслава Викторовича внимательный зритель поймёт, что представляла собой жизнь в Саратовской области в девяностые годы. И как один человек может реально повлиять на жизнь целого региона. Если, конечно, он искренне и беззаветно любит свою Родину и прилагает все силы, чтобы сделать жизнь земляков лучше.
Политолог Дмитрий Олейник поделился впечатлениями после просмотра документального фильма о Председателе Государственной Думы Вячеславе Володине.
«Фильм получился хороший, всем кто еще не успел посмотреть – рекомендую к просмотру. Конечно, с таким главным героем как Вячеслав Викторович Володин неинтересным фильм быть не мог.
Пожалуй, Вячеслав Викторович сегодня один из немногих крупных политиков, кто столько внимания уделяет своей малой родине. Выход картины приурочен в двадцатилетней годовщине его переезда в Москву, но даже по прошествии двух десятилетии мы видим, что Володин по-прежнему здесь и саратовская земля для него не менее, а может и более важна, чем столица.
Десятки если не сотни крупных социальных проектов и общественных инициатив, поддержанных Вячеславом Викторовичем, буквально на каждом шагу свидетельствуют, что многое из того, что мы сегодня имеем, было бы невозможно без его личного участия. Конечно, могут найтись критики, которые припомнят инициативы, еще нереализованные на сегодня, но, на самом деле, наш земляк делает все, что может, и даже больше.
Его огромная энергия и желание помочь людям изменили наш регион. К сожалению, некоторые чиновники и депутаты на местах стали утрачивать инициативу, а порой и ответственность. «Зачем обивать пороги и выбивать средства? Вот приедет Володин и все решит. Нам -то самим это не под силу, а он крупный федеральный политик с огромным влиянием», — возможно, рассуждают они. Вот из-за таких «последователей» еще не все проекты реализованы. То документы не успели подготовить, то с людьми забыли посоветоваться, то исполнителей подобрали не лучших, а тех, что под руку попались. Володин умеет терпеть и прощать, но умеет и ставить на место.
Отдельно хочу остановиться на части фильма, посвященной предкам Вячеслава Викторовича. Сделана она качественно и с душой, и здесь мы действительно видим неизвестного Володина, точнее корни его семейного древа и мировоззрения. Может быть, именно трепетное отношение к старшим, глубочайшее уважение к предкам и лежат в основе особой любви Володина к своей малой родине.
Возможно, именно в этом его главное отличие от многих современников. Сегодня мы слишком легко разрываем связи с родителями, со своим старым домом, с землей, где прошло детство. Так проще адаптироваться к новым условиям и новому статусу, но этот путь не для Вячеслава Викторовича, и этим он отличается от остальных. Посмотрев фильм мне показалось, что авторам удалось раскрыть эту тайну «неизвестного» Володина», — сказал Дмитрий Олейник.
Источник: Панорама Саратова, Взгляд-инфо, Московский комсомолец